Начало автобусных пассажирских перевозок в Норильске было положено получением двух американских автобусов «МАК» по ленд-лизу в 1943 году. С ростом производства металлов, ростом посёлка и комбината растёт численность вольнонаёмного населения и, соответственно возрастает потребность в автобусных перевозках.

В 1953 резко обостряется проблема авто пассажирских перевозок в городе Норильске. Центральная автотранспортная контора, в состав которой входит и автобусный гараж, расположенный на площадке медного завода, не справляется с резко возросшим пассажиропотоком. Пассажирские перевозки становятся в центр внимания директоров комбината, вначале А. Зверева, затем О. Логинова. Для решения проблемы пассажирских перевозок в ЦАТК с предприятий комбината командируются ремонтные рабочие, а затем и водители для выполнения перевозок трудящихся.

Для организации перевозок на постоянной основе Постановлением Совета Министров СССР от 17 мая 1954 года определено создать путём выделения из состава ЦАТК самостоятельную пассажирскую автотранспортную организацию Крайавтошосдора.

14 июля 1954 года выходит приказ по Норильской пассажирской АТК о начале исполнения обязанностей начальника Норильской ПАТК Сафронцом Иосифом Феофановичем. Эту дату и следует считать точкой отсчёта истории НПОПАТ. 

2 августа 1954 года был подписан приказ по комбинату о безвозмездной передаче ПАТК двух гаражей с установленным в них оборудованием, 19 автобусов, передаче на арендной основе 22 переоборудованных под перевозку пассажиров грузовиков, штатов рабочих, ИТР и служащих, и предприятие заработало.

 
Первый директор НПОПАТ Сафронец Иосиф Феофанович родился на Украине в 1911 году, в 1930 году окончил два курса автомобильного техникума. В 1939 году по специальному разрешению А.П. Завенягина работал с колонной автомашин, доставляющей грузы из Игарки в Дудинку по Енисею. С 1954 года возглавил НПАТК и руководил до 1961 года. Затем длительное время работал заместителем начальника Крайавтотранса и скончался в г. Красноярске в возрасте 87 лет. Был награждён медалями «За доблестный труд» и «За трудовую доблесть». За время работы Сафронца И.Ф. ПАТК прирос автобусным гаражом и авторемонтными мастерскими, расположенными на центральной площадке. Были освоены автобусы ЗиС, развивались таксомоторные перевозки.

Приказом №2 от того же 14.07.54 были назначены первые должностные лица предприятия: Костромитинов Борис Владимирович – и.о. главного инженера; Самаранский Вячеслав Петрович – главный бухгалтер; Полюшкин Александр Александрович – инспектор по кадрам и специальной работе.

До талнахский период работы ПАТК был периодом становления. Автобусные маршруты зачастую проходили по территории заводов, например автобусы 5 и 6 маршрутов от площади Октябрьской проходили навстречу друг другу через галерею плавильного цеха никелевого завода, охватывая «Восточный» и «Кирпичный» посёлки, 25 завод (ХКЦ), кирпичный и цементный заводы, «Макаронку» (МСС) и ТЭЦ. Самыми удалёнными остановками были РОР (пос.Медвежий) и посёлок Валёк. От посёлка «Западный» автобусы ходили только до подъёмника рудника «Заполярного».

 
Открытие Талнахской рудной базы дало новый толчок развитию ПАТК. С приходом на Талнах строителей потребовалась организация пассажирских перевозок. Моста через реку Норильская не было и автобусы по понтонному мосту, а зимой по наледи, без пассажиров переправлялись на другой берег. В 1967 году был сдан мост в эксплуатацию, вошёл в строй рудник «Маяк». Перевозки стали носить регулярный характер. Помимо строителей надо было перевозить смены горняков, а затем и обеспечивать перевозками растущее население посёлка Талнах. В порядке эксперимента в ПАТК поступают 10 автобусов «Икарус –620» в обычном исполнении.

В это время НПАТК становится НПАТП и руководит им Костромитинов Б.В.

Костромитинов Борис Владимирович, второй директор НПАТК, попал в Норильск в заключение в 1937 году в 23 летнем возрасте из Армии, и был освобождён в 1945. Костромитинов Б.В. работал директором ПАТК с 1961 по 1972 год и скончался «на материке» в 1972. Борис Владимирович был награждён орденом «Октябрьской революции», медалями «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

 
70-е годы характеризуются резким увеличением спроса на автобусные пассажирские перевозки. Строятся рудники в Талнахе, начинается строительство Надеждиного металлургического завода. Старые автобусы ЗИЛ-158 и небольшое количество ПАЗиков не могут обеспечить спроса. В 1972 году в Норильск поступают первые 5 автобусов совершенно другого класса ЛиАЗ-677. Автобусы этой марки эксплуатировались в НПОПАТ более 32 лет. В 1973 году в НПОПАТ появляются автобусы ЛАЗ-695М. С этой маркой автобусов связываются заказные перевозки на Талнах и, до недавнего времени, маршрут на рудник «Медвежий ручей». С приходом новой техники в 1974 году каждая 5-я машина отдаётся комсомольцам. Создаются комсомольско-молодёжные экипажи, а в последующем и комсомольско-молодёжный маршрут №2, бригадиром которого был Семенцов Николай. Автобусный парк резко вырос. Крытых площадей не хватало, и до 50% автобусов стояли на улице, на так называемом прогреве, т.е. с работающими двигателями. Наряду со строительством здания 2 автоколонны своими силами создавались системы электрического прогрева автобусов. Надёжность трансмиссии автобусов, отстоявших ночь на морозе, конечно, оставляла желать лучшего. Да и водителю садиться с утра на промороженное сиденье было не в радость. Но в эти годы ПАТП отбирает пальму первенства в пассажирских перевозках на Талнах у НЖД и, за неимением пассажиров, электричка снимается с талнахского направления в 1976 году. ПАТПу передаётся часть гаража «Строймеханизации» на Талнахе, а с 1977 года ПАТП становиться объединением.

Расцвет НПОПАТ пришёлся на 80-е годы. Интенсивное строительство «Надеждиного» завода требует значительных пассажирских перевозок. Дело доходит до того, что 12 автобусов ЛиАЗ-677 под строителей с логотипом «Надежда» завозятся самолётами.  В это время НПОПАТ временно передаётся один из боксов гаража СУС НГМК, строится здание 4 автоколонны, УКР, АБК 4 автоколонны. Сдается в эксплуатацию здание автобусного гаража в Дудинке. В 1989 году ветры перемен коснулись Красноярскавтотранса, являющегося для НПОПАТ руководящей организацией, и к НПОПАТ присоединяется Игарское грузопассажирское АТП. К концу 1991 года Норильский комбинат остаётся единственной структурой, способной сохранить НПОПАТ. С 1 января 1992 года НПОПАТ становиться структурным подразделением Комбината. От НПОПАТ отделяется Игарка, а затем и Дудинка.

Руководил эти годы объединением Андрухов Николай Васильевич, а технической службой бессменно руководил Бердышев Валентин Борисович.

 
Андрухов Николай Васильевич 1935 года рождения по окончанию Киевского автодорожного института работал в системе Красноярского автотранспортного управления, а с 1960 года в НПАТК по 1972 год на различных должностях. С 1972 года директор НПАТК, затем НПАТП, и далее директор НПОПАТ. В настоящее время работает директором одного из автотранспортных пассажирских предприятий г.Красноярска. Андрухов Николай Васильевич «Заслуженный работник транспорта», награждён орденами «Дружбы народов» и «Знак почёта».

Всё время работы Андрухова Н.В. в качестве директора НПОПАТ должность главного инженера занимал Бердышев Валентин Борисович, 1940 года рождения. В настоящее время пенсионер. Валентин Борисович постоянно уделял огромное внимание развитию производственной базы объединения, увеличению ассортимента услуг ремонтной службы, совершенствованию производственных процессов и экологической безопасности предприятия. При нём освоено производство пластмассовых изделий, внедрён в полном объёме агрегатный метод ремонта автомобилей, построены мойки оборотного водоснабжения в автоколоннах 3 и 4. В.Б. Бердышев был награждён орденом «Трудового Красного знамени» и медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

Прошедшее 10-летие является самым спокойным в истории НПОПАТ. Объединение определилось с необходимыми объёмами перевозок. Постепенно вытеснило НЖД (Норильская железная дорога) с пассажирских перевозок в кайерканском и алыкельском направлении. Освоены дизельные автобусы ЛиАЗ-5256 и МАЗ 103-075 арктического исполнения.  Все эти годы проводился последовательно курс, направленный на повышение уровня услуг, предоставляемых объединением, реконструкцию основных фондов, повышения их промышленной и экологической безопасности, рост уровня жизни работников НПОПАТ.

В период с 1992 года по август 2012 года руководил объединением Темиров М.М.

 
Темиров Маирбек Мухарбекович 1951 года рождения, Заслуженный транспортник России, возглавлял объединение с 1992 по 2012 год. Этот период характеризуется стабилизацией отношений в коллективе, совершенствованием технологии перевозок, сокращением затрат при сохранении объёмных показателей. В 2002 году объединение стало лауреатом премии им. А.П. Завенягина, дважды признавалось лучшим подразделением комбината. С 1994 года в НПОПАТ началась дизелизация автопарка.

В 2005 году НПОПАТ был выведен из состава предприятий Комбината и преобразовался в Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования город Норильск «Норильское производственное объединение пассажирского автотранспорта» (МУП «НПОПАТ»)

С августа 2012 года по ноябрь 2013 года директор МУП «НПОПАТ» - Красовский Роман Игоревич. Родился 30 апреля 1978 года в п. Шушенское Красноярского края. В Норильске проживает с 4-летнего возраста. В 1998 году окончил Шушенский сельскохозяйственный колледж по специальности «техник-механик». В этом же году начал трудовую деятельность в ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель». Работал в АТО «ЦАТК», на заводе «ТИСМА», в Управлении промышленной безопасности, тресте «Норильскшахтстрой» ООО «Заполярная строительная компания». Был помощником Главы Администрации г. Норильска. В 2009 году закончил Сибирский Федеральный Университет (г.Красноярск) по специальности «Прикладная информатика в психологии».

 
С сентября 2014 года руководит Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования город Норильск «Норильское производственное объединение пассажирского автотранспорта» Александр Георгиевич Злобин. Родился 12 февраля 1950 года в городе Горький, в настоящий период Нижний Новгород. В 1983 году окончил Горьковский политехнический институт имени Жданова по специальности «инженер-механик». В Норильске с 1971 года. Начал работу водителем БЕЛаЗа в ЦАТК, затем водителем скорой помощи. С 1980 года - главный инженер автохозяйства горздравотдела, а с 1984 года по 2010 г.г. - директор МБУ «Автохозяйство».

Заслуженный работник транспорта РФ, награжден медалью Ордена за заслуги перед Отечеством 3 степени, Знаком отличия за заслуги перед городом Норильском.

 
В период 2014-2018 г.г.:
    • подписано Соглашение с ЗФ ПАО «ГМК «НН» о сотрудничестве (стратегическом партнерстве) в части развития регулярных перевозок пассажиров и багажа;
    • приобретено и введено в эксплуатацию 99 новых автобусов МАЗ-103 и МАЗ-206, в том числе один автобус МАЗ-103 для проведения стажировки;
    • проведен капитальный ремонт автомойки а/к № 4;
    • выполнены работы по организации поста мойки двигателей в а/к № 1;
    • все автобусы оборудованы индикаторами и датчиками топлива;
    • до конца 2018 г. будет полностью реализована программа оборудования автобусного парка видео регистраторами;
    • приобретено оборудование для токарных, шиномонтажных, погрузочно-разгрузочных, снегоуборочных работ.

 

Руководители предприятия